Total Pageviews

Monday, November 4, 2013

MELANCHOLIC PERSON: Особенности работы с детьми со слабой нервной системой.

Педагогам обычно легче работать с выносливыми и помехоустойчивыми детьми с сильной нервной системой. Дети со слабой нервной системой отличаются такими особенностями, как невысокая работоспособность, низкая способность противостоять действию внешних раздражителей, высокая чувствительность и ранимость.  Дети с такими чертами могут испытывать затруднения в самых разных ситуациях: при выполнении сложных и больших по объёму домашних и классных заданий, во время самостоятельны, проверочных  и контрольных работ, при сдаче зачётов и экзаменов, при публичной защите своих проектов. Следует особенно отметить, что таким детям вообще труднее давать устные ответы, особенно, если учитель задаёт очень быстрый темп работы. Возникают трудности и при работе в группе, так как такие дети с трудом распределяют внимание между несколькими участниками коллектива, легко отвлекаются на все реплики товарищей, при этом порой сами не решаются высказывать, а тем более отстаивать, своё мнение. Насмешка со стороны одноклассника, резкое замечание учителя могут надолго «выбить из колеи». Примечательно, что даже активное использование на одном уроке различных дидактических приёмов, которые требует быстро переключать внимание с одного вида деятельности на другой, в данном случае даёт обратный результат: ребёнок быстро устаёт и хуже справляется с заданиями. Особенно нужно быть осторожным, оценивая результаты труда ребёнка со слабой нервной системой, так как негативный опыт усиливает отрицательные черты слабого типа.
Мы рекомендуем следующие приёмы при работе с детьми со слабой нервной системой:

1.     При опросе отдавать предпочтение не устным, а письменным ответам,

2.     Не торопить ученика при ответах, давая ему время сосредоточиться,

3.     Не спрашивать по новому материалу на том же уроке, когда он был изучен,

4.     Избегать моментов неожиданности, предупреждая заранее о предстоящих работах и заданиях,

5.     С осторожностью выставлять неудовлетворительные оценки,

6.     Избегать резких замечаний,

7.     Чаще хвалить таких детей за любой успех в работе, повышая таким образом его самооценку,

8.     Создавать на уроках ситуации, в которых ребёнок будет наиболее успешен.
Когда же ребёнок с такой нервной системой может проявить свои лучшие качества? Оказывается, таких ситуаций совсем не мало. Как известно, чтобы научиться решать задачи нового типа или усвоить новое правило, нужно решить ни одну типовую задачу или пример. Такая монотонная и рутинная работа приводит к формированию навыка, но она очень нелюбима детьми с подвижной и сильной нервной системой. В противоположность им, дети со слабой и инертной нервной системой с удовольствием отрабатывают новые приёмы и способы решения, доводя их автоматизма, получая, в конечном итоге, более высокий результат.  Именно из них получаются вдумчивые и кропотливые исследователи, которые, к тому же, ещё смогут потом прекрасно оформить письменный отчёт о своей работе.
Работая над проектами, такие дети стараются как можно больше найти материалов по своей теме, хорошо его систематизируют и обобщают. Именно такие дети хорошо справляются с подготовкой докладов и сообщений, часто знают гораздо больше, чем предусмотрено программой. Выполняя собственные исследовательские работы и проекты, они умеют не только красиво оформить свой отчёт, но и грамотно и уместно использовать наглядный материал, представляя свои маленькие открытия в виде, схем, графиков или рисунков.

 

 

No comments:

Post a Comment