На всех уроках учащиеся встречаются с чтением. С начальной школы их учат
находить и перерабатывать требуемую информацию. Рассмотрим, как можно развивать
читательскую грамотность на уроках литературы и географии, используя тексты
произведений М.Ю. Лермонтова.
Задание на развитие первого читательского умения.
Прочитайте строфу из поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон»:
И над вершинами Кавказа Изгнанник рая пролетал:
Под ним Казбек, как грань алмаза,
Снегами вечными сиял…
Ответьте на вопросы теста:
1.
Действие поэмы происходит:
-
а) в раю,
-
б) на Кавказе,
-
в) на Северном полюсе
2.
Название какой кавказской горы упоминает поэт:
-
а) Эльбрус,
-
б) Машук,
-
в) Казбек
3.
С каким минералом сравнивает поэт высокогорный снег:
-
а) с алмазом,
-
б) с горным хрусталём,
-
в) со слюдой.
Можно использовать и вопросы без вариантов ответа, чтобы учащиеся
самостоятельно их находили в тексте. Задания типа: «Выпишите из текста» или
«Обведите ответы в тексте» развивают умения выделения информации. Однако тестовая форма предоставляет выбор.
Задание на развитие второго читательского умения.
Прочитайте отрывок из поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон»:
В прохладе меж двумя холмамиТаился монастырь святой.
Чинар и тополей рядами
Он окружён был – и порой,
Когда ложилась ночь в ущелье,
Сквозь них мелькала, в окнах кельи,
Лампада грешницы младой.
О каких геологических объектах и явлениях упоминает
поэт? Дайте им объяснение. Придумайте собственные предложения, в которых также
упоминаются эти термины.
Задание на развитие третьего читательского
умения.
Прочитайте четыре строки из поэмы М.Ю. Лермонтова
«Кавказский пленник»:
Там Терек издали кружит,Меж скал пустынных протекает
И пеной зыбкой орошает
Высокий берег; лес молчит…
Как пейзаж помогает понять состояние лирического
героя? Какие образы возникают у вас при прочтении этих строк? Какие чувства они
вызывают? Какие приемы используются в описании природы? Почему поэт создаёт такую тревожную картину?
Предложенные вопросы помогут оценить не технику
чтения, а осознание текста. Таким образом, для развития читательской грамотности необходимо постепенно развивать все три читательских умения. Без умения правильно воспринимать предложенную в тексте информацию невозможно работать с ней дальше — обобщать и интерпретировать ее. В XXI веке – веке информационных технологий – важно уметь выделять необходимые сведения, уметь анализировать. Вот почему формирование устойчивого интереса к чтению, а также развитие читательской грамотности является приоритетной для современного образования.
No comments:
Post a Comment