Total Pageviews

Sunday, February 23, 2014

Использование произведений Лермонтова для развития читательской грамотности


На всех уроках учащиеся встречаются с чтением. С начальной школы их учат находить и перерабатывать требуемую информацию. Рассмотрим, как можно развивать читательскую грамотность на уроках литературы и географии, используя тексты произведений М.Ю. Лермонтова.

Задание на развитие первого читательского умения.

Прочитайте строфу из поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон»:
 
И над вершинами Кавказа
Изгнанник рая пролетал:
Под ним Казбек, как грань алмаза,
Снегами вечными сиял…

Ответьте на вопросы теста:

1.                       Действие поэмы происходит:

-      а) в раю,

-      б) на Кавказе,

-      в) на Северном полюсе

2.                       Название какой кавказской горы упоминает поэт:

-      а) Эльбрус,

-      б) Машук,

-      в) Казбек

3.                       С каким минералом сравнивает поэт высокогорный снег:

-      а) с алмазом,

-      б) с горным хрусталём,

-      в) со слюдой.

Можно использовать и вопросы без вариантов ответа, чтобы учащиеся самостоятельно их находили в тексте. Задания типа: «Выпишите из текста» или «Обведите ответы в тексте» развивают умения выделения информации.  Однако тестовая форма предоставляет выбор.

Задание на развитие второго читательского умения.

Прочитайте отрывок из поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон»:
 
В прохладе меж двумя холмами
Таился монастырь святой.
Чинар и тополей рядами
Он окружён был – и порой,
Когда ложилась ночь в ущелье,
Сквозь них мелькала, в окнах кельи,
Лампада грешницы младой.

О каких геологических объектах и явлениях упоминает поэт? Дайте им объяснение. Придумайте собственные предложения, в которых также упоминаются эти термины.

Задание на развитие третьего читательского умения.

Прочитайте четыре строки из поэмы М.Ю. Лермонтова «Кавказский пленник»:
 
Там Терек издали кружит,
Меж скал пустынных протекает
И пеной зыбкой орошает
Высокий берег; лес молчит…

Как пейзаж помогает понять состояние лирического героя? Какие образы возникают у вас при прочтении этих строк? Какие чувства они вызывают? Какие приемы используются в описании природы?  Почему поэт создаёт такую тревожную картину?
Предложенные вопросы помогут оценить не технику чтения, а осознание текста.
Таким образом, для развития читательской грамотности необходимо постепенно развивать все три читательских умения. Без умения правильно воспринимать предложенную в тексте информацию невозможно работать с ней дальше — обобщать и интерпретировать ее. В XXI веке – веке информационных технологий – важно уметь выделять необходимые сведения, уметь анализировать. Вот почему формирование устойчивого интереса к чтению, а также развитие читательской грамотности является приоритетной для современного образования.

No comments:

Post a Comment