Total Pageviews

Tuesday, August 13, 2013

О связи школьных курсов географии и биологии


Неумолимо приближается начало нового учебного года. Самое время поразмышлять о том, какую роль наши уроки играют в формировании мировоззрения учеников. Для меня совершенно очевидно, что мы должны формировать целостное представление об окружающем мире, основанное на современных научных знаниях. Сегодня я поделюсь своими размышлениями о связи школьных курсов географии и биологии.

Раздел «Биосфера» присутствует в курсе биологии 6, 9 и 11 класса и в курсе географии 6, 7 и 11 классов. Учитель биологии имеет возможность, опираясь на знания, полученные на уроках географии, рассмотреть более подробно вопросы геоботаники, географии растений и зоогеографии, которые очень полезны при изучении эволюционного учения в 11 классе.

Большие возможности для интеграции уроков можно найти при изучении последних тем в курсах 6 класса, что неоднократно осуществлялось нами. При таком подходе у детей не создаётся впечатления разрозненности знаний, формируется картина природы в целом, закладываются основы экологического мышления.

Большой интерес вызывают у детей интегрированные уроки, посвящённые растительному и животному миру материков и различных регионов России. По этим темам даже учащиеся 7–8 классов могут самостоятельно подготовить качественные презентации и стендовые доклады.

Также у нас есть опыт проведения интегрированных уроков по темам «Почвы», «Земельные ресурсы и их использование», «Биологические ресурсы и их использование», «Географическое и экологической видообразование», «Расы человека, их возникновение и единство».

Однако интегрированные уроки — это не единственный способ объединения географическх и биологических подходов к изучению природы. Такие научные направления, как экология и ландшафтоведение, находятся на стыке биологии и географии, поэтому возникает возможность совместной работы учителей предметников по созданию вместе с детьми учебных проектов. В зависимости от возраста и уровня подготовки детей, результаты проектной деятельности могут быть представлены в виде тематического кроссворда, презентации, реферата или отчёта.  Таким образом, технология междисциплинарных проектов позволяет решить множество педагогических задач. Обучающиеся получают возможность осознать информационную целостность всех школьных дисциплин как отражение единых законов окружающего мира; научиться работать с людьми; использовать разные способы получения и представления информации; развить презентационные умения и навыки для представления результатов своей деятельности как дистанционно, так и очно.
Нужно отметить, что совместная работа над проектами полезна не только детям, но и взрослым участникам совместной работы. Технология позволяет учителям получить возможность исследовательской работы в областях знания, которые не могут быть изучены в рамках одного предмета; способствовать всестороннему развитию личности учащихся; улучшить психологический климат в коллективе, увлечённо работающем над общими проблемами.

No comments:

Post a Comment